Приказом Наркомавиапрома СССР № 317 от 19.10.40 г., во исполнение Постановления Совнаркома СССР от 08.10.40 г. в г. Харькове организовывается Харьковский филиал
«І-го Государственного проектного института Наркомата авиационной промышленности СССР».

В марте 1941 года I ГПИ переименовывается в «ГИПРОНИИАВИАПРОМ», а его филиал – в Харьковский филиал «ГИПРОНИИАВИАПРОМА».

С началом войны специалисты филиала эвакуируются в восточные районы страны – в города Новосибирск, Омск, Пермь, Казань, Тбилиси, где на местах эвакуации создаются комплексные специальные бригады для решения задач по срочному созданию для нужд фронта промышленного потенциала и организации производства военной техники в глубоком тылу.

После освобождения Харькова, на территории завода №135, возобновляется работа проектной бригады центрального института «ГИПРОНИИАВИАПРОМ». 27 марта 1944 года на базе бригады центрального института восстанавливается Харьковский филиал «ГИПРОНИИАВИАПРОМ».

В 50-е годы Харьковским филиалом выполнялись проектные работы по созданию производственных мощностей для выпуска нового поколения авиационной техники:

  • первых реактивных пассажирских самолетов Ту-104, Ту-124 и истребителя МиГ-15 на Харьковском авиазаводе;
  • скоростного реактивного бомбардировщика Ил-28 на Воронежском авиазаводе;
  • среднемагистрального пассажирского самолета Ан-10 на Киевском авиазаводе;
  • авиационных двигателей АШ-62ИР и АИ-20 на Запорожском моторостроительном заводе.

В 60-х годах Харьковский филиал выполняет разработку проектно-сметной документации для расширения и реконструкции авиационных предприятий, расположенных в городах:

  • Тбилиси (производство истребителей МиГ);
  • Ростове (производство вертолетов Ми-2 и Ми-10);
  • Днепропетровске, Харькове (производство агрегатов систем авиационной техники).

В конце 60-х и в 70-е годы для производства первого пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144, а затем широкофюзеляжного самолета Ил-86, по проектам филиала реконструируются и строятся основные производственные корпуса и взлетно-посадочная полоса Воронежского авиационного завода. Среди построенных объектов – агрегатно–сборочный корпус №89 пролетом 60 м, с прогрессивным расположением главных ферм за плоскостью кровли, что позволило эффективно использовать межферменное пространство для организации передачи агрегатов и изделий из пролета в пролет с помощью стыкующихся кранов.

В это же период выполняются заказы по проектированию новых корпусов:

  • для Киевского авиазавода, среди них – сборочно–испытательный комплекс для широкофюзеляжного транспортного самолета Ан–124 «Руслан». Эта работа удостоена Государственной премии СССР за применение в проекте блочного метода монтажа покрытия корпуса (полная сборка покрытия на земле с последующим подъемом собранного блока);
  • для Запорожского моторостроительного завода – корпуса для производства литых лопаток компрессора и первого в стране трехэтажного трехпролетного производственного корпуса в сборных железобетонных конструкциях с шириной пролета 12 м, на просадочных грунтах;

В структуре машиностроительного производственного объединения ФЭД, на базе отдельных, непрофильных для авиации производств, по проектам филиала построены новые заводы для изготовления агрегатов топливных и гидравлических систем летательных аппаратов в г. Волчанск Харьковской обл. и г. Первомайск Луганской обл.

В 1976 году построен и введен в эксплуатацию новый семиэтажный административный корпус института по ул. Сумской 130а. Численность института достигает 470 человек.

В 80-е годы институтом разрабатывается комплексный проект развития Запорожского моторостроительного объединения. По результатам реализации проекта в три раза увеличиваются производственные площади объединения, создано несколько филиалов (в городах Лебедин, Снежное, Волочиск), комплекс литейных, кузнечно–прессовых и испытательных производств на площадке «Правый берег», строительная база.

Для производства двигателя Д–18, устанавливаемого на самолете Ан–124 «Руслан», выполнен и успешно реализован проект строительства уникальной для отечественного и зарубежного двигателестроения испытательной станции, состоящей из шести боксов сечением 14х14 метров. Проект первых двух боксов и их строительство удостоены в 1989 г. Государственной премии Совета Министров СССР.

В период 1986–1987 г.г. институт, совместно со специалистами «ГИПРОНИИАВИАПРОМ», принимает участие в проектировании авиационных предприятий в Ираке и приобретает бесценный опыт работы, который положительно скажется на последующих этапах развития института.

90-е годы характеризуются событиями, связанными с провозглашением независимости Украины.

Постановлением кабинета Министров Украины № 227 от 24 сентября 1991 г. Харьковский институт переходит в ведение Гособоронпроммаша Украины, а приказом Гособоронпроммаша Украины № 71 от 6 декабря 1991 г. институт преобразован в «ЮЖГИПРОНИИАВИАПРОМ».

На фоне общего спада развития экономики, и как следствие, сокращения заказов от авиационной промышленности, налаживается сотрудничество с авиаремонтными предприятиями Министерства обороны Украины и предприятием ГП «Украэрорух».

Осваивается новое для института направление «Обследование технического состояния зданий и сооружений».

Создается архитектурно–строительная мастерская, которая активно включается в работу по проектированию жилых домов повышенной комфортности.

В 1996-1998 г.г. совместно с АНТК «АНТОНОВ», Харьковским авиационным предприятием (ХГАПП) и УкрНИИАТ институт участвует в реализации программы совместного производства самолета Ан–140 в И.Р.Иран. Разрабатывается проектная документация на строительство авиационного завода в г. Исфахан.

В 2000-х годах наблюдается рост объемов проектной продукции и расширение номенклатуры проектируемых объектов.

В рамках международных контрактов разрабатывается проектная документация:

  • для организации производства двигателя ТВ3–117ВМА–СБМ1 в г. Тегеран, И.Р.Иран (2000-2007 г.г.);
  • для организации линии капитального ремонта авиационных двигателей на производственных площадях предприятия в г. Оран, Республика Алжир (2001 г.);
  • для реконструкции гальванических цехов для ОАО «Роствертол» (2003 г.) и ОАО «ВАСО» (2007 г.) на основе использования гальванического оборудования фирм «LECOM» (Чехия) и «RHEINGOLD» (Россия).

Для ХГАПП в 2009 году выполнен рабочий проект реконструкции участка окраски и участка химической обработки трубопроводов и титана.

Продолжается сотрудничество института с ГП «Украэрорух» по установке:

  • аэродромных радиолокаторов в районе городов Донецк, Одесса и Борисполь
    (2007 г.);
  • приемного и передающего радиоцентров Днепропетровского РДЦ в районе «Аэропорт Днепропетровск» (2009 г.).

Среди нових заказчиков – аэропорты в городах Мариуполь, Луганск и Донецк. Так, в 2006 году разработан проект реконструкции Международного аэропорта «Мариуполь», в 2007 году – рабочий проект модернизации системы огней приближения ОВИ–1 для ЛОКП Международный аэропорт «Луганск».

В период 2006-2010 г.г. разрабатывается проектно-сметная документация по объектам, расположенным в КП Международный аэропорт «Донецк», в том числе для:

  • реконструкции аэродромных покрытий существующих перронов и ИВПП;
  • модернизации систем огней приближения светосигнального оборудования ССО ОВИ–1 и ССО ОВИ–2;
  • строительства аэродромно-диспетчерской вышки, основной и стартовой аварийно-спасательных станций и объектов РТО для новой ИВПП;
  • строительства шести современных авиационных ангаров для самолетов типа А-320, Falcon-7Х, Falcon 900 ЕХ; вертолетов Bell-430.

Среди наиболее значимых работ, выполненных институтом в 2010-е годы:

  • рабочий проект установки изостатического пресса горячего прессования фирмы AVURE Technologies AB (Швеция) для АО «Мотор Сич» (2010 г.);
  • рабочий проект аварийно-спасательной станции нового аэропортового комплекса в пригороде г. Туркменабад, Туркменистан (2013 г.);
  • рабочий проект блока УВД с аэродромно-диспетчерской вышкой в аэропорту
    г. Дашогуз, Туркменистан (2013-2014 г.г.);
  • рабочий проект аварийно-спасательной станции в аэропорту г. Дашогуз, Туркменистан (2015 г.);
  • рабочий проект реконструкции с устройством вертодрома на территории авиакомпании АО «Мотор Сич» в районе КП «Международный аэропорт Запорожье» (2015 г.);
  • Концептуальный и Планировочные проекты авиационного комплекса по разработке, производству и ремонту авиационных двигателей в г. Чунцин, Китайская Народная республика (2015-2016 г.г.);
  • Проекты производственных корпусов 1-й очереди строительства авиационного комплекса в г. Чунцин (2016-2018 г.г.).

 

Практически все наиболее крупные и сложные объекты самолетостроительных, двигателестроительных и агрегатных заводов авиапромышленности Украины, введенные в действие за последние 40 лет, построены по проектной документации ЮжГАП на предприятиях: Киевский государственный авиационный завод «Авиант»; Харьковское государственное авиационное производственное предприятие; ОАО «Мотор Сич»,
г. Запорожье; Государственное предприятие Харьковский машиностроительный завод «ФЭД»; ОАО «Первомайский машиностроительный завод»; ОАО «Волчанский агрегатный завод»; Конотопский механический завод; Государственная акционерная холдинговая компания «Артем»; Жулянский машиностроительный завод «Визар»; ОАО «Днепропетровский агрегатный завод»; Закарпатское вертолетное ПО, п. Дубовое, Закарпатская обл.

Кроме этого, целый ряд объектов были запроектированы и построены для НИИ, КБ и проектных организаций авиационной промышленности: АНТК «АНТОНОВ»; ЗМКБ «Прогресс», г. Запорожье.